Дети и деньги

Дети и деньгиВсе мы желаем своим детям только самого лучшего. С раннего возраста мы прививаем им, что правильно, а что нет, учим вести себя в этом мире. Мы говорим о том, почему электрические приборы могут быть опасными или почему нельзя отправляться куда-то с незнакомцами. Позже, когда дети подрастают, родители начинают с ними уже говорить на более серьезные темы, такие как: безопасный секс, преступность, вредность наркотиков. Но часто забывают обсуждать с детьми вопросы, связанные с деньгами. В некоторых семьях разговоры о деньгах — табу, и говорить о них считается непристойным. Хотя где-то подсознательно мы понимаем, что в этом есть необходимость. Но оказывается умение зарабатывать и правильно обращаться с деньгами не менее важная тема для ребенка, чем его личная безопасность.

Когда начинать учить финансовой грамотности?!

Ребенку можно начинать рассказывать о деньгах с четырехлетнего возраста. Другими словами в тот период, когда ребенок начинает их держать в руках и возможно даже что-то покупать в магазинах в сопровождении родителей.

Дети уже инстинктивно начинают понимать, что деньги – это уникальная вещь, которую можно обменивать на любое другое дело, которое пожелаешь. То есть ваш ребенок уже начинает понимать, как действует экономика страны. Что товары и услуги, которые продаются можно купить за деньги. Понятно, что вашему четырехлетнему ребенку необязательно четко знать, какой у вас заработок и сколько денег у вас на банковской карточке. Но дети должны понимать, что деньги у вас в ограниченном количестве и, для примера, что с банкомата деньги появляются не просто так, что вы раньше их заработали, а затем положили на счет в банке.

Кроме того, дети должны осознавать, что не все сразу можно купить, что захочется. И если вы имеете ограниченную сумму денег, то за них можете купить только что-то одно. Но если вы это купите, то уже другое не сможете купить. То есть объяснять, что когда у нас есть деньги – мы имеем выбор. А когда их потратили, то уже выбора не имеем. Выбор – решение того, потратить ли деньги сейчас или нужно откладывать на более дорогую покупку какой-то вещи. Другими словами беречь деньги.

Так же можно объяснять ребенку, каким образом можно сделать так, чтобы деньги могли приносить больше денег. Создать так называемую «золотую курочку», которая несет «золотые яйца». Таким образом, вы уже с малых лет учите ребенка вести себя, как с деньгами, так и помогаете ему приобрести правильный опыт принятия финансовых решений. Конечно, это происходит все постепенно, и от простых понятий вы переходите к более сложным, углубляя понимание и формируя его навыки и опыт.

Понятия, с которыми должен познакомиться ребенок, и как лучше доносить ему эти знания.

Ваши дети в 4-8 лет должны понимать, что такое:

  • Деньги. Что это такое и для чего они предназначаются. Каким образом мы осуществляем обмен денег на продукт (то есть, что такое покупка-продажа товаров и услуг).
  • Продукт. Что такое продукт, как он создается, и какие виды бывают (товары и услуги). Почему хороший ценный продукт так же важен, как и деньги.
  • Покупка. В это понятие заложено сразу несколько элементов: какую вещь (какой продукт) ты желаешь купить, какова ее стоимость и когда лучше совершить покупку.
  • Продажа. Для чего люди производят и продают продукты. И как они могут зарабатывать на этом деньги.
  • Доходы – это то количество денег, которое мы получаем еженедельно или ежемесячно и часть которых тратим на наши потребности. Как создается доход (работа, бизнес, депозит).
  • Расходы – это покупка нами необходимых товаров и услуг (еженедельно, ежемесячно).
  • Счета – это бумажные документы, с указанием суммы, которую нужно заплатить за питание, проживание, транспорт…
  • Банк – учреждение, которому можно доверить хранение своих накопленных денег и распоряжение ими. В том числе забирая их из банкомата.
  • Депозит – это возможность за свои накопленные деньги, которые вы положили в банк, получать дополнительные деньги.

Ваши дети 9 — 13 лет должны знать (кроме уже выше перечисленного), что такое:

  • Расходы. Углубляем знание и объясняем, что расходы разделяются на: необходимые (питание, жилье, транспорт), необязательные (развлечения, отдых) и инвестиции (расходы, которые формируют в будущем доходы).
  • Доход. Углубляем понимание, как формировать доход и какие отличия между работой, бизнесом, и инвестированием. Что такое активный доход, а что такое пассивный доход.
  • Прибыль. Объясняем, как важно получать прибыль (доход – расходы = прибыль). Другими словами, чтобы всегда тратить меньше, чем мы зарабатываем.
  • Кредит – средства, которые вы одалживаете у банка, но в определенный срок должны возвратить с процентами.
  • Депозит (углубляем понимание) – это деньги, одолженные вами банку, за что он вам выплачивает проценты.
  • Проценты – это деньги, которые получаются за то, что вы храните свои деньги в банке, или же напротив, которые выплачиваете банку за то, что взяли у него в займы какую-то сумму средств.
  • Страхование – это когда вы платите страховой компании, чтобы она в случае какой-то беды выплатила вам деньги для преодоления этой беды.
  • Инвестиции (инвестирование) – вложение денег в активы (бизнес, недвижимость), которые в будущем должны принести вам прибыль.
  • Активы – это те вещи, которые могут формировать или формируют нам доход. Среди активов есть, как материальные (деньги, недвижимость, бизнес, ценные бумаги) так и невещественные (время, здоровье, знание, энтузиазм). Управление собственными активами – это самостоятельное управление активами и несение ответственности за такое управление (результаты инвестирования).

Ваши дети, в возрасте 14-17 лет должны знать (кроме уже вышеперечисленного), что такое:

  • Инфляция – это постоянное увеличение в цене продуктов и услуг за какой-то период времени.
  • Налоги – деньги, выплачиваемые государству за то, что оно предоставляет разные услуги.
  • Диверсификация – это распределение средств в рамках какого-то вида активов (разного вида акций и облигаций). Как правильно распределить деньги по разным активам (акции, облигации, недвижимость, бизнес, краткосрочные инвестиции).
  • Акция – это ценная бумага, которая показывает, что вы являетесь владельцем частицы компании, которую вы можете продать другим людям и компаниям.
  • Облигация – это ценная бумага, которая подтверждает, что государство или частная компания заняла у вас деньги, чтобы через время вернуть их с процентами.

Дети в возрасте 6 -13 лет формируют много навыков (практикуясь), учатся. А подростки (дети 14-17 лет) должны учиться активно применять знания на практике. То есть фактически действовать и получать стабильную прибыль.

Но не устраивайте детям лекций, учите их на реальных ситуациях – в магазине при покупке игрушки или у банкомата, при посещении развлекательного парка или Макдональдса. А это в свою очередь позволит им легко запоминать все, что вы сказали. Также важно уже с малых лет учить детей самостоятельности и ответственности в финансовых вопросах. А это значит, что они должны иметь свои средства (желательно заработанные самостоятельно) и иметь возможность самостоятельно ими распоряжаться.

Закладка Постоянная ссылка.

5 комментариев: Дети и деньги

  1. мери пишет:

    да к сожалению или к счастью современные дети зачастую, но есть и исключения из правил, не знают цену деньгам, а хотят все и сразу, и с осознанием и пониманием заработка и дохода/работы чем раньше, тем лучше приучать, обьяснять, направлять

  2. Таня пишет:

    Хорошая статья,у меня сын 4 года хорошо понимает что такое когда нет денег,конечно как и любой ребенок в магазине у него разбигаются глаза и хочется всего и сразу,но стоит раз сказать что не сейчас и все…а бывает видешь как дети бьются в истерике лиж бы им купили и родители ему потыкают,оправдывая это тем что «Это же ребенок».а про подростковый возраст можно говорить вечно,у них все повернута на деньгах (не в всех конечно)

  3. Ito Kisho пишет:

    Эта статья очень полезна и нуждается для родителей которые своим детям этого не говорят. Много полезное информации могут прочитать даже некоторые родители.
    Эти знания очень помогут детям в жизни !

  4. Светлана пишет:

    Я живу на инвалидскую пенсию и воспитываю 2детей.В статье всё правильно отjбражено. Я не такая сведущая в тонкостях, но бюджет нашей семьи маленькой обсуждаем на семейном совете. И так я воспитываю детей с пелёнок)

  5. ростислав пишет:

    мне эта статья очень понравилась тем что здесь ясно рассказываться о деньгах и детях то как любой ребенок находясь в магазине у него сразу розбигаются глаза и хочется всего и сразу,но стоит раз сказать что не сейчас и все…а бывает видешь как дети бьются в истерике лиж бы им купили и родители ему потыкают,оправдывая это тем что «Это же ребенок».а про подростковый возраст можно говорить вечно,у них все повернута на деньгах (не в всех конечно)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *